На юге Узбекистана выявлено три локальных центра древнеземледельческой культуры эпохи бронзы. Эти центры во 2-м тыс. до н.э. сложились вокруг' бассейнов реки Шерабад, саев Кызылсу и Бандыхан. Шерабадский локальный центр древнеземледельческой культуры представлен комплексно изученным! объектами - поселения Сапаллитепа и Джаркутан.
Поселение Сапаллитепа представляет собой крупный центр большой сельской округи, в центральной части которого возведена квадратная в плане крепость, со сложной планировочной структурой. Внутри крепости размещались жилые, хозяйственные, ремесленные, культовые строения, составлявшие своеобразные кварталы, разделенные улицами. В строительстве широко используется кирпич стандартной формовки. Основным занятием жителей Сапаллитепа бьшо земледелие, основанное на примитивном искусственном орошении, с подсобной ролью скотоводства и охоты. Характерно, что бытовая и культовая посуда из глины изготавливалась и обжигалась в керамической мастерской здесь же, на территории крепости.
К северо-востоку от Шерабадского оазиса находится Бандыханский оазис - второй локальный центр древнеземледельческой культуры. Третьим центром древнеземледельческой культуры юга Узбекистана является Шурчинский оазис - поселение Миршаде, поселение и могильник Моллали, которые дают основание говорить о высоком уровне развития хозяйства и ремесла, и выделить комплекс как самостоятельную сапаллинскую культуру.
На территории Хорезма существовала самобытная Таз абагьябская культура, основанная па высокоразвитой системе искусственного орошения. Носители культуры Тазабагьяба, наряду с земледелием, занимались скотоводством.
К эпохе поздней бронзы - раннего железа в Хорезме относятся Суюрганская (конец 2-го тыс. до н.э.) и Амирабадская (нач. 1-го тыс. до н. э.) культуры. Племена Суюрганской культуры жили в шалашах, изготавливали расписную керамику, занимались скотоводством, охотой и земледелием.
Носители Амирабадской культуры проживали общинами в полуземлянках, занимались скотоводством и земледелием, основанном на развитой системе искусства орошения. Керамика изготовлялась грубая, с примитивным растительным орнаментом. Типичным памятником Амирабадской культуры является поселение Яккапарсан 3.
В низовьях Зеравшана на позднем этапе эпохи бронзы формируется культура Заманбаба, близкая по своим характеристикам Андроновской культуре. Памятники этой культуры обнаружены на территории Хорезма, Бухарском вилояте, в Ташкентском оазисе, Ургутском тумане Самаркандского вилоята.
На территории Узбекистана уже в первой четверти 2-го тыс, до н.э. формируется и развивается высокая земледельческая культура, основанная на использовании естественного и искусственного орошения. Размеры поселений, выделение отдельных погребальных комплексов, большое количество находок керамики и характер расселения жителей поселков - все это характеризует данную эпоху как время социально- профессионального расслоения общества, более четкого разделения труда.
- 20/03/2011 21:30 - Исламская женская одежда, женщина в исламе
- 12/03/2011 23:30 - Величественный базар Ташкента Эски-Джува
- 06/03/2011 20:39 - Тайны древнего Узбекистана
- 20/12/2010 22:22 - История Узбекистана
- 20/12/2010 21:00 - Железный век
- 20/12/2010 20:11 - Мечети Узбекистана
- 20/12/2010 19:05 - Хадис
- 19/02/2010 13:59 - Страницы истории
- 19/02/2010 13:59 - Огромные неорошенные участки
- 19/02/2010 13:59 - Прошлое искусство узбекского народа