Мужчины обычно носили длинные рубашки кушак из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, сверху - халат (халат, тун, чакман). Летние халаты были пошиты из легких тканей. Зимние же были стеганые и на ватной подкладке. На халатах обязательно имелись по бокам разрезы, которые облегчали сидение на полу и езду верхом, а также создавали большее удобство при ходьбе. Для холодных зимних дней и для путешествий имелись шубы. В качестве поясов у простых людей служили кушаки или поясные платки бельбаг.
Халаты и пояса были важной составной частью праздничных и придворных нарядов. Они могли быть изготовлены из бархата с вышивкой золотыми нитями, парчовых или абровых тканей. Наряду с этим имелись пояса с вышивкой шелковыми нитями на хлопчатобумажной ткани или коже, а также кожаные пояса, которые могли быть обтянуты бархатом и иметь серебряные пряжки и поясные украшения. На поясах могли быть подвески для ножей, сумочек для ношения денег, табака и т.д. Эти типы поясов могла носить только знать. Простой народ хранил табакерки, кошельки и подобное в складках поясного платка или кушака.
Штаны иштон, балак имели очень широкий и прямой покрой, ластовицу и зауженные книзу штанины. Головной убор - вышитая тюбетейка, на которую иногда наматывали тюрбан. Платки для тюрбанов были однотонные или в полоску. Тюрбаны придворных вышивались золотыми нитями. Зимой мужчины носили меховые шапки.
Женская одежда состояла из халатов, платьев, шальвар. Платья и халаты были прямого покроя, без воротников. При выходе из дома женщина накидывала на голову паранджу - широкую накидку до щиколоток в виде халата с ложными рукавами, а также чачван из конского волоса, закрывавший лицо. Шальвары не отличались по крою от мужских штанов, внизу были отделаны декоративной каймой. Обувь также была схожа с мужской.
Детская одежда была уменьшенной копией одежды взрослых. Единственным исключением были шапочки для новорожденных.
Свадебная одежда и приданое невесты.
Пятью самыми важными в жизни мусульманина событиями являются рождение, обрезание, свадьба, паломничество в Мекку и смерть.
Сразу же вскоре после рождения ребенка родители начинают откладывать деньги для проведения торжественного обряда обрезания и свадьбы, готовить подарки и приданое невесты. Приданое невесты готовится тщательно. Все женщины из числа родственников помогают будущей невесте вышивать тюбетейки, сюзане, поясные платки и т.д. Некоторые части вышивок могут быть приобретены на базаре или заказаны вышивальщице. Приданое состоит из множества платьев, метражных тканей, халатов различного покроя, упомянутых вышивок, украшений, посуды, покрывал и подушек и т.д.
Свадьбы длятся, как правило, от трех до четырех дней или даже дольше. В регионе вокруг Самарканда и Бухары невеста в день свадьбы надевает два платья - одно поверх другого, в Хорезме и Сурхандарье два платья одно после другого. Первое платье шьется, как правило, из белой или нежно-розовой ткани, второе - из красного шелка. Рукава белого платья очень длинные и отделаны в конце широкой вышивкой в 20-30 см. В Сурхандарье на второй или третий день свадьбы белое платье сменялся красным. Этот обычай символизировал собой переход в новую возрастную группу и указывал на плодородие женщины.
С начала 20 в. невесты носили во многих случаях "современное" платье из абровой ткани с воротником и европейского покроя, красные вышитые и золотошвейные шелковые шальвары, обувь, вышитую золотыми нитями, белую шаль с красочной декоративной отделкой по краям, которая полностью укутывала невесту, а также халат. Украшения обрамляли всю голову невесты. Налобное украшение завершалось несколькими цветными перьями птиц. В левой руке невеста держала платок, сложенный в форме треугольника с вышитыми золотыми нитями древом жизни и целующимися птицами, как символ плодородия и счастья. Невеста держит этот платок на высоте груди, чтобы при необходимости прикрыть свое лицо от любопытных взглядов гостей.
Жених в дни свадьбы носил белую рубашку с красными клиньями под рукавами или с вышивкой. Его праздничный халат был подпоясан красным шелковым поясным кушаком. Его тюбетейку вышивала невеста. Красные клинья под рукавами и красный поясной кушак должны были усилить плодовитость жениха.
- 18/10/2010 17:34 - Кукольный театр Узбекистана
- 27/09/2010 20:22 - Хатна-килиш
- 27/09/2010 20:10 - Восточная керамика: волшебный мир
- 20/09/2010 11:49 - Базары Узбекистана
- 20/09/2010 11:45 - Ковроделие
- 29/08/2010 17:30 - Традиции и современность Узбекистана
- 29/08/2010 17:28 - Национальная музыка Узбекистана
- 29/08/2010 17:22 - Фатиха-туй. Красивый обряд помолвки
- 31/07/2010 18:18 - Бешик Туй
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.