Пришла весна-красна, а значит, на Востоке близится светлый праздник – Нооруз или, как его называют, Навруз. Во все времена, начиная с самых древних, приход весны был для людей особенным событием, радостным и священным: начинается новый жизненный этап!
Отмечают приход весны в разных регионах по-разному. В Узбекистане это Навруз. Его отмечают 21 марта. Он признан всенародным.
С фарси название праздника переводится как «Новый день». Когда-то поклонялись Солнцу, когда-то – огню, а потом стали отмечать день весеннего равноденствия.
С учетом того, что Навруз – самый главный праздник года, готовились к нему очень долго, порой даже несколько месяцев. А праздники иной раз продолжались целую неделю, а то и две! Впрочем, это зависело от того, насколько хорошо живет народ.
Вот, как это было в Междуречье в стародавние времена: все жители собирались в Храме огня, торговцы на время празднования закрывали лавки, и переставали работать ремесленники. Все вокруг веселились, смеялись и угощали друг друга яствами, которых, как писал древнегреческий летописец «коснулся огонь».
А в Средней Азии в стародавние времена (в Иране, кстати, тоже) Навруз был не только народным праздником, но и государственным! Как говорят летописи, в этих странах людей делили на «касты», и каждой социальной группе отводили на отдых и веселье целых пять дней. Всего же Навруз отмечали целый месяц!
В Иране сначала праздновал царь, затем аристократы, следующая пятидневка – слуги государя и так далее. Кстати, царь во время своей пятидневки принимал декхан, простой народ, конников и духовенство.
Во время празднования катались на качелях, совершали обязательные ритуалы, купались, раздавали сладости и поливали землю. На столы ставили мучные изделия и побеги семи деревьев, столько же белых пиал и высыпали новенькие динары. Все это должно было притянуть в новом году удачу и благоденствие.
Кстати, и в современном Иране на стол до сих пор ставят семь особенных блюд. На скатерти также должны стоять свежее молоко сквашенное, курты, как можно больше фруктов и орехов, крашеные яйца. И, конечно же, обязательный сумалак. Это религиозное блюдо готовят только накануне Навруза, символизирующее обилие, хлеб насущный, благоденствие. А у народов среднеазиатского региона, помимо такого же сумалака, ритуальной была похлебка гужа.
Интересным является еще одно предание: в этих регионах накануне Наврузе почти каждый год наступало похолодание. Его назвали «ожиз кампир кунлари», что в переводе означает нечто вроде «дней дряхлой старухи». Но после кратковременного падения температуры приходило весеннее солнце.
Продолжение следует.
- 12/04/2012 10:58 - Академия художеств Узбекистана равноправный участн…
- 09/04/2012 11:42 - Неповторимый колорит базаров Узбекистана
- 09/04/2012 11:22 - Лучшие библиотеки Узбекистана
- 15/03/2012 18:56 - Самаркандский навруз
- 11/03/2012 14:16 - Навруз – весенний праздник! Ч.2
- 13/02/2012 09:21 - Гап, ч.2
- 13/02/2012 09:16 - Гап – что это такое?
- 16/01/2012 20:58 - Письменность узбеков
- 08/01/2012 19:48 - Восточный танец живота
- 17/12/2011 17:33 - А как же на Востоке без чаепития?! Ч.2