С фарси название этого дня – Навруз – переводится не иначе, как «Новый день». И если сначала в эту дату поклонялись Светилу, потом огню, то затем – весеннему равноденствию.
В Навруз народ до сих пор любит погулять масштабно! Раньше такие гулянья назывались сайил. Они сопровождались различными играми, всяческими соревнованиями, а также обязательным выступлением клоунов, танцоров, певиц и певцов. Впрочем, примерно также отмечается Навруз и сейчас.
А вот вам более интересный факт: если верить Омару Хайяму (а не верить ему оснований нет), больше двадцати шести столетий (!) с тех пор, как этот праздник стал всенародным, все интриги, распри и войны в этот день (или на этот день) прекращались, подписывались соглашения и мирные договоры, любые печальные события не обсуждались и не отмечались в праздник весны. Это не могло не сказаться на отношениях между друг другом: своим долгом почитали люди сходить к родным, помочь болящему, вспомнить светлой памятью усопших предков и наестить их могилы. Конечно, кто-то по окончанию веселья становился вновь ворчливым и скрягой, а кого-то и общая радость не могла поколебать, но для простых людей это было шансом в чем-то стать лучше и чище. И народ этим пользовался.
Сегодня во многих странах этот праздник стал датой весны и труда, но проходит он не менее радостно. Жители выходят на главные улицы и площади кишлаков и городов, устраиваются пикники, а на стадионах проходят скачки и конные забавы.
В Сырдарьинской области, например, Навруз начинается 20 марта, когда выбирают хозяйку завтрашнего праздника, Весну. В переводе – Бахор-ханум. Выбирают не просто самую красивую молодую девушку, но и, к тому же, самую умную, трудолюбивую, работящую и веселую. А рядом устраивается другой конкурс, выбирают Дехкана-бобо, иными словами, деда-Земльедельца. Им может быть как пожилой, так и молодой мужчина. А еще выбирают Землю, Момоер. Эти три персонажа открывают праздник, нарядные и веселые. Они объезжают весь город 21 марта на украшенной машине и созывают жителей на главную площадь. А потом происходит высадка деревьев, эта ритуальная часть для Сырдарьинской области обязательна.
А в Самарканде главной праздничной точкой является площадь Регистан. Тут обязательно начинаются театрализованные представления, которые начинают артисты в образе средневековых поэтов Джами и Алишера Навои.
А в Ташкентской области, в городе Газалкент, толпы людей встречаются на городском стадионе, где начинается с раннего утра ярмарка. Тут можно купить не только предмет украшения или интерьера, но и восточные сладости, а также обязательные нишолду и сумаляк.
В Кашкадарьинской области помимо всего прочего еще вручаются награды матерям-героиням и передовикам труда, учителям,а родителям новорожденных младенцев, появившихся в этот день – свидетельства о рождении.
- 13/04/2012 10:30 - История и развитие Академии наук в Узбекистане
- 12/04/2012 10:58 - Академия художеств Узбекистана равноправный участн…
- 09/04/2012 11:42 - Неповторимый колорит базаров Узбекистана
- 09/04/2012 11:22 - Лучшие библиотеки Узбекистана
- 15/03/2012 18:56 - Самаркандский навруз
- 10/03/2012 07:20 - Навруз – весенний праздник!
- 13/02/2012 09:21 - Гап, ч.2
- 13/02/2012 09:16 - Гап – что это такое?
- 16/01/2012 20:58 - Письменность узбеков
- 08/01/2012 19:48 - Восточный танец живота