Историю Хорезма принято традиционно отделять от прочих областей Узбекистана: издревле здесь развивалась самобытная и самодостаточная культура узбеков, помнивших принадлежность к кыпчакскому роду.
Древнее среднеазиатское государство, Хорезм, населялся не только потомками кыпчаков, но и сартами, которые говорили между собой на огузском диалекте. Поэтому и женский костюм в Хорезме развивался двумя параллельными ветвями – северной, огузской, и южной, кыпчакской. Но самым разительным образом убранство узбечек отличалось от соплеменниц из других регионов страны. Самое большое отличие было в полном отсутствии вышитых элементов декора, своеобразной цветовой гамме, ином головном уборе.
Одевались узбечки в рубаху-платье, накидку, штаны и паранжу либо джегде. Вместо накидки могли одеть стеганый чапан.
Рубаха-платье было длинным и одевалось сразу на тело. Если в Самарканде и Бухаре таких рубах было две (нательная и верзняя), то в Хорезме женщины ограничивались одной рубашкой. Рукова были широкими и длинными, либо зауженными у самого запястья. Вырез горловины был глубоким.
Цветовая гамма часто была монохромной и всегда сдержанной, без узоров и вышивки. Бордовая, розоватая, светло-красная, вишневая тема, белая для пожилых и синяя для женщин бальзаковского возраста – вот какие оттенки было особенно распространены. Думаете, внешний вид хорезмок проигрывал по сравнению с разукрашенными самаркандками? Ничуть. Ювелирные украшения, которые нравятся женщинам в любой точке мира, смотрелись невероятно выигрышно и богато на такой одежде, чем тамошние жительницы и брали.
А азиатские халаты в большинстве своем скупали в Хиве. Это и была верхняя одежда южанок Хорезма. Чапан же, который носили северянки, походил по крою на мужской чапан, конечно, с учетом пропорций женского тела. Головной убор в двух этих регионах также был разным. Паранжа на юге и джегде на севере. Обе эти накидки халатообразны, но паранжа порой достигала длины в 180 сантиметров, а джегде была меньше в несколько раз, и безо всякой подкладки.
Стоит упомянуть и про лачек – женский головной убор, который в Хорезме имели носить право только после рождения пары детей. У лачека был длинный шлейф из шелкового шарфа, который спускался ниже лопаток. Украшали лачек декоративными булавками, птичьими перьями и украшениями. А вот когда женщина подходила к порогу старости, одевали скромный лачек белого цвета без единого украшения.
Читайте также: кто такие кяфиры
- 10/07/2011 19:50 - Похоронные традиции узбеков
- 09/07/2011 19:07 - Восточное гостеприимство – вековые традиции
- 03/07/2011 19:10 - Как ислам относится к разводу?
- 02/07/2011 19:24 - Кальян
- 26/06/2011 18:44 - Какая она – загадочная Азия?
- 19/06/2011 19:39 - Ловим рыбу по-узбекски!
- 03/06/2011 13:41 - Узбекский национальный мужской костюм
- 10/04/2011 21:22 - Новый год – весной?
- 28/03/2011 19:51 - Лейла и Меджун
- 12/03/2011 23:20 - Новое веяние прикладного искусства в Узбекистане