Буддизм добрался до Казахстана, типично среднеазиатской страны, во времена, когда Великий Шелковый путь функционировал, что называется, «вовсю». Как считают историки, проникновение этой религии шло так: из Индии в Среднюю Азию, Казахстан, а далее в Китай.
По времени этот процесс проникновения начался приблизительно с середины первого века до нашей эры.
Особенно повлияли на процесс богословы, которые были и миссионерами, именно из Средней Азии – согдийцы, парфяне, кангюйцы и юэчжи. Эти племена особенно активно стали распространять буддизм во втором-третьем веках нашей эры. Как предполагают ученые, это было связано с какими-то целями Кушанского царства, имевшими политическую подоплеку. Но главными подвижниками учения Будды стали согдийцы.
По всей трассе Великого Шелкового пути можно встретить множество исторических монументов, строений и культурных памятников буддизма. Так, например, в Термезе стоит по сей день буддийский монастырь Каратбое, есть культовые постройки в долине Санзара (область согд), в Мерве – множество памятников, еще один монастырь (построен в седьмом-восьмом веках нашей эры) в Тохаристане, его называют Аджина-теле, такие же храмы есть в Фергане, на Красной Речке, в Жетысу.
На тюрское поселение буддизм влиял значительным образом начиная с шестого века нашей эры. Об этом говорит Сюаньцзан, повествуя о весьма благожелательном настроении западных каганатов к учению Будды. Многие западно-тюрские правители принимают буддистскую веру или, на худой конец, становятся покровителями этой религии. Как считает известный тюрколог А. Габен, так повлиял на тюрков переход к городскому быту и оседлости от кочевнического образа жизни.
Семиречье – обитель жизни западных тюрков, карлуков и тюргешей. И здесь процесс принятия новой религии был весьма интенсивным, и об этом говорят множественные храмы, статуэтки и большие статуи, часовни и стелы, на которых изображаются буддийские мотивы и, конечно, сам Будда. Затрагивает это явление и Чуйскую долину, что находится в Киргизии. Так, на данный момент, полностью завершены раскопки двух неплохо сохранившихся буддийских храмов, что находились в городе Суяб (в данный момент эта точка на местности называется городищем Ак-Бешим).
Первый акбешимский храм по форме прямоугольный, длинная сторона которого движется с запада на восток. Соотношение сторон 76 на 22 метра. В храме было святилище, добраться до которой можно было по лестнице в три пролета (вела со двора). Большая скульптура располагалась на постаменте, ряд скульптур поменьше был расставлен вдоль стен, где шли обходные коридоры. Перед входом во внутреннее помещение сооружения были два постамента, скорее всего, здесь было изображение сидящего Будды, ноги которого были опущены на пол. Также в святилище находились позолоченные изображения этого святого.
- 03/03/2012 17:22 - Природа Казахстана
- 05/12/2011 13:45 - Это особое место - Медеу ч.2
- 02/12/2011 17:37 - Особое место – Медеу
- 21/11/2011 09:33 - Буддизм в Казахстане, ч.2
- 09/11/2011 13:34 - Казахстан: флаг, герб, власть
- 05/11/2011 18:03 - Казахстан: вчера и сегодня
- 02/10/2011 19:31 - Лунный цветок Киргизии
- 26/09/2011 12:45 - Брачные традиции казахов
- 25/09/2011 12:54 - Традиции монголов