Интересное
История и развитие Академии наук в Узбекистане

akdnaukuzb1На территории Узбекистана развитие культуры и науки началось еще с древних времен. Средняя Азия (ныне Центральная Азия) была центром науки и культуры Востока еще в IX-X веках. В это же время начали создаваться первые научные организации и прототипы современных академий.

В настоящее время академия наук Узбекистана активно исследует богатое наследие ученых древности.

Подробнее ...
 
Академия художеств Узбекистана равноправный участник межнационального художественного движения

академия художеств узбекистанаИскусство - это плод человеческого мышления. Именно искусство способствует укреплению союзов взаимоуважения людей, влечет за собой в прекрасную, живописную красоту окружающего нас мира. Учитывая все эти особенности, в республике Узбекистан тоже уделяется огромное внимание развитию народно-прикладного и изобразительного творчества. Одно из главных направлений политики президента Узбекистан это воспитание одаренного подрастающего поколения, повышение у них культурного уровня,

Подробнее ...
 
Сейчас на сайте
Сейчас 17 гостей онлайн
Голосование
Насколько хорошо вы знаете отечественную историю?
 
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

Резьба по деревуРезьба по дереву в Узбекистане производится на самом обширном ассортименте изделий - от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Развитие этого искусства в прошлом связано с оформлением конструкций и деталей местного зодчества, где сама стоечно-балочная система перекрытий предполагает широкое использование древесных материалов. В массовом традиционном зодчестве ХIХ-ХХ вв., о котором можно судить по подлинным образцам, резное дерево порой являлось единственным декоративным элементом в украшении дверей, ставен, ворот, потолочных балок, колонн на крытых террасах - айван, шийпан.

 

Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами  из поколения в поколение. Искусство резьбы по дереву различает три основных стиля: «багдади», «ислими» и «паргори». Каждую группу характеризуют свойственные ей орнаментальные мотивы и композиционные построения, приемы резьбы и эффекты узорного рельефа.

Стиль «багдади» - это орнаменты,  представляющие собой геометрические узоры. Резьба стиля багдади носит характер сравнительно несложных геометрических построений. В старину разновидности багдади употреблялись очень широко для оформления и украшения предметов обихода.

«Паргори» - плоскорельефная резьба, название которого  происходит от слова  «циркуль».  Резчик наносит орнаменты в виде  кругов, треугольников, квадратов с помощью линейки и циркуля. А потом по этим орнаментам размечается узор.

Стиль резьбы «Ислими» - это сложный узор флорального характера. Вначале мастер  рисует этот орнамент на бумаге, а лишь потом наносит на дерево.

В основе резьбы стиля ислими лежат бесчисленные, порой очень сложные растительные и растительно-геометрические вариации на тему широко применяемого классического орнамента ислими, издавна известного почти на всем Среднем и Ближнем Востоке.

Этот орнамент имеет строгие каноны построения орнаментальных форм и композиций. Он состоит из ритмично вьющихся стеблей, усеянных бутонами, листьями, цветами, которые сплетаются в причудливые медальоны. Орнамент ислими выполняется в технике плоскорельефной резьбы с выбранным фоном, нередко с богатой отделкой рельефа и фона.

Разные изделия выполняются мастерами из разных видов деревьев. Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.

Из ореха, чинары  мастера изготавливают великолепные  двери и колонны, на которые наносят соответствующую резьбу. Также орех используется для выполнения  миниатюрных шкатулок, подставок для книг, коробочек для украшений, столиков, пеналов.  Для  панджары, наборной решетки используют плакучую иву, которая отличается мягкой древесиной. Это  изделие выполняется  из множества брусочков размером не более одного сантиметра, которые собираются  без клея и  гвоздей.

Из тутового дерева изготавливаются  музыкальные инструменты. Липа и урюковое дерево используется для инкрустации этих инструментов.

Все виды деревьев перед использованием  проходят обработку сушкой, т.е. их размещают  в сухом теплом помещение на длительное время. Сегодня  узбекские мастера достигли настоящего искусства в резьбе. Есть разные школы резьбы по дереву - Хорезмская, Ферганская, Ташкентская, Самаркандская, Бухарская. Свои сложнейшие приемы резьбы мастера выполняют при помощи более 20 видов резцов.

Этот вид прикладного искусства тесно связан с бытом и образом жизни узбекского населения. Повсеместно можно восхититься тонкой работой мастеров в архитектурном декоре зданий и в предметах быта.

Выявление и сохранение красоты древесины - один из принципов работы узбекских народных мастеров. Густые узоры резьбы, разнообразя рельефом поверхность древесины, не нарушают ее естественной красоты, а выявляют особенности фактуры и цвета.

Узбекский резчик чаще всего лишь тщательно зачищает поверхность рельефа, а в резьбе различных декоративных изделий использует легкую тонировку и прозрачные лаки, которые сохраняют тонкое кружево резного узора, сообщая ему большую выразительность.

Резьба по дереву в Каракалпакии была связана с украшением кочевого жилища - юрты, резьбой украшались двери, предметы интерьера - шкафчики, подставки под продукты, посуда, музыкальные инструменты, конская сбруя, орудия труда.
Каракалпакская резьба по дереву носит орнаментальный характер с преобладанием геометрических, растительных и зооморфных мотивов, нередко архаического типа.

Каракалпакские мастера в прошлом широко применяли в работах по дереву накладную кость, отделанную геометрической гравировкой, и своеобразную инкрустацию красным сукном, эффектно сочетая эти приемы с плоскорельефной резьбой. Древесина при этом окрашивалась в темно-коричневые и черные тона.

В наше время резное дерево, естественно, не является столь же популярным декором, как в прошлые века, но оно остается живым и развивающимся видом национального искусства.

Сохраняют свое художественное значение знаменитые в прошлом хивинская и кокандская школы резчиков, интересно и многообразно творчество ташкентских мастеров. Художественная обработка дерева не забыта современными мастерами и художниками Каракалпакии. Резчики продолжают работать, изготавливая музыкальные инструменты и многочисленные предметы утвари. С народной традицией резьбы по дереву связано и современное искусство деревянной скульптуры, активно развивающееся в современной Каракалпакии.

Читайте также: узбекский танец - зовущий и  завораживающийЧитайте также: узбекский танец - зовущий и  завораживающий



Newer news items:
Older news items:

 
Войти



Видео об Узбекистане
Фотографии

Праздники Узбекистана

Праздники Узбекистана