Лет пятьдесят назад жил своей размеренной жизнью кишлак Бешкапа. На полях трудились колхозники, на лугах мирно паслись стада. Ни близость Ташкента, ни Великий Шелковый путь, проходящий через кишлак, не сделали его более посещаемым - добраться в такую даль можно было лишь на пригородном автобусе.
Время шло, столица Узбекистана разрасталась. Однако когда в 1969 году строилась Ташкентская кольцевая автодорога, кишлак по-прежнему оставался за городской чертой.
Ташкент расширялся с огромной скоростью, вбирая в себя все новые и новые близлежащие поселки. Буквально через несколько лет и бешкапинцы получили статус столичных жителей. В 1967 году на кишлачных полях выросли первые многоэтажки. Когда-то пыльная дорога была покрыта асфальтом и получила название шоссе Луначарского.
Люди не хотели забывать свое прошлое, поэтому дороге вернули ее историческое название, как только Узбекистан стал независимой республикой. Как и прежде встречает Бешкапа всех, кто движется по Великому Шелковому пути, широко открытыми воротами, в которые может зайти любой путник. И знайте, что радушные хозяева помогут каждому, кто в этом нуждается. Ведь коренные жители еще в давние времена принимали у себя проходящие мимо караваны, оставляя их на ночь для отдыха. Тем, кто шел из Китая и Индии, нужен был лишь один день пути, чтобы добраться от Бешкапы до ташкентского Чорсу, самого крупного здешнего базара. А те, кто держал путь в сторону гор, с надеждой глядели на исполинские высоты, закрывающие горизонт. До них было два дня пути, хотя казалось, что они совсем рядом.
В настоящее время на дороге, как символ ворот в махаллю, возвышается арка, выстроенная местными жителями, на которой гордо красуется надпись Бешкапа. Восстановлена мечеть, разрушенная во времена Советской власти, у стен которой на старом кладбище бешкапинцы, как и раньше, хоронят умерших предков. А мимо него летят по шоссе автомашины…
По весне махалля благоухает цветущими фруктовыми деревьями, осенью их ветки сгибаются под тяжестью спелых фруктов. А трудолюбивые бешкапинцы отстраивают на родовой земле двухэтажные дома.
Сегодня название махалли звучит забавно, а ведь давным-давно, когда хозяевами земли были баи, тут стояли лишь несколько бедных мазанок, из-за чего караванщики прозвали это место Бешкапа - пять лачуг. И только жители начинали верить в то, что тяжелые времена прошли, и благодатная почва вскоре подарит богатство, как степняки предпринимали свой очередной набег….
Поэтому жители прятались, убегали, оберегали своих детей от несметных войск греческого полководца Александра Македонского, Тамерлана, Чингизхана. Удалось ли им спастись самим? Сегодня об этом не расскажет вам никто. Но в этих пяти хижинах каждый раз селились все новые и новые хозяева. Иногда, реже, возвращались те, кто жил тут до них. В общем, так продолжалась жизнь. Таджики, каракалпаки, арийцы и казахи, уйгуры и туркмены, и даже индийцы кочевали по пыльным дорогам. Кто-то проходил мимо кишлака в горы, кто-то в долину. Кто-то просился на ночлег, а потом и оседал здесь навсегда, и на берегу Карасу появлялась новая глинобитная мазанка…
- 22/04/2012 12:24 - История бокса Узбекистана
- 19/04/2012 05:21 - История и становление государственного языка Узбек…
- 17/04/2012 10:40 - Всенародный праздник – день независимости республи…
- 12/04/2012 11:09 - Государственный архив Узбекистана как источник изу…
- 04/02/2012 18:05 - Тайны истории Узбекистана
- 20/01/2012 15:46 - Письменность узбеков, ч.2
- 11/01/2012 09:50 - Выдающиеся личности, связанные с Узбекистаном
- 10/01/2012 19:42 - Согдиана
- 27/12/2011 21:15 - Кем был Тамерлан?