Индекс материала |
---|
Высокой самобытной материальной и духовной культурой славился |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
Высокой самобытной материальной и духовной культурой славился когда-то Хорезм. Но нескончаемые феодальные распри и междоусобицы раздирали Хорезм изнутри. Из века в век повторялись нашествия иноземных завоевателей, сопровождавшиеся безудержным произволом захватчиков. Все это подрывало развитие производительных сил страны, приводило к разрушению хозяйства и культуры. В результате ко времени присоединения к России Хорезм оказался одним из самых отсталых, захолустных уголков Туркестана. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции здесь сохранились самые консервативные феодальные формы общественных отношений.
Долгое время развитие хозяйства оазиса затруднялось оторванностью его от культурных и промышленных центров республик. В дореволюционные годы связь с внешним миром осуществлялась только по караванным путям, пролегавшим в безводных песчаных пустынях. Частными предприятиями поддерживалось сообщение и по Аральскому морю. Движение судов по Амударье с ее капризным течением, с непрерывно изменяющимся фарватером, с отсутствием опознавательных знаков и освещения было небезопасным и очень медленным и совершалось преимущественно в дневные часы. Переезд от города Чарджоу — ближайшей железнодорожной станции Закаспийской железной дороги — до Хорезмского оазиса с ночлегами по пути требовал не меньше трех суток, обратное движение от Хорезма до Чарджоу занимало около 5 суток, а в малую воду нередко значительно больше.
В советское время много внимания уделено совершенствованию водного транспорта на Амударье. Сейчас Хорезм связан с другими частями страны многочисленными автомобильными дорогами. Регулярно действуют авиалинии. Однако ни водным путем, ни автотранспортом нельзя было перевозить огромное количество грузов, необходимых быстрорастущему социалистическому хозяйству Хорезма. Бывали случаи, когда приходилось вывозить на самолетах такой объемистый груз, как хлопок, и с самолетов же сбрасывать в Хорезм необходимые грузы.
Положение изменилось в 1953 г., когда было закончено строительство железнодорожной линии Чарджоу — Кунград, прочно связавшей низовья Амударьи с основной стальной магистралью на юге. Коренные перемены произошли в сельском хозяйстве Хорезма в советские годы. Ныне оазис, вся посевная площадь которого в отличие от других областей искусственно орошается, представляет собой один из крупнейших хлопковых районов республики. Под хлопчатником занято свыше 70% всех посевов оазиса.
Он дает до 10% всего сбора хлопка в республике. Почти во всех частях оазиса на участках с избытком воды и с заболоченными почвами, не пригодными для посевов хлопчатника, выращивается ценная продовольственная культура — рис. Под его поля из года в год осваиваются все новые и новые залежные земли. Часто рис на вновь осваиваемых засоленных участках как бы подготавливает для хлопчатника и других культур почву: вода, которой заливаются рисовые участки, «промывает» ее, унося с собой излишки солей. С полями хлопчатника и плантациями риса чередуются земли, занятые кукурузой и джугарой.
- 20/12/2010 18:00 - Исчезнувший Шейхантаур
- 20/12/2010 17:57 - Святой Занги-Ота
- 11/10/2010 12:51 - Бухара
- 24/07/2010 19:49 - Хива
- 29/06/2010 06:53 - Столица Узбекистана Ташкент