С правой стороны от водоема у небольших ворот начиналась территория старинного кладбища и стоял крупный старый карагач, увешанный рогами баранов и козлов, разноцветными лоскутками от одежды. Дерево считалось священным, оно будто бы вмещало дух Кучкар-ата, покровителя старогородского цеха мясников. Далее шла длинная дорожка, окаймленная с западной стороны аллеей окаменевших сауров Александра Македонского. Дорожка упиралась в выложенный кирпичом открытый коридор с очень невысокими стенами. Сквозь низкую арку куполообразной поминальной комнаты (зиерат-хоны), сооруженной еще в ХV веке шейхом Ходжой Ахраром, он приводил к главной святыне, мавзолею Шейхантаур, где расположено надгробие святого.
На кладбище вокруг святого мазара были погребены очень многие политические и общественные деятели Ташкента за последние несколько столетий. Это знаменитый восточный поэт века Зайнитдин Васифи, одна из жен Шейбани-хана Джамаль-ханум (надгробие 1518 года), основатель Ташкентского государства в ХVIII веке шейхантаурский хаким Юнус ходжа, Алимкул парваначи - кокандский полководец, защищавший Ташкент от войск генерала Черняева в 1865 году.
Но Шейхантаур был известен не только как место почитаемых захоронений, но и как крупный культурно-просветительский центр. В 80-е годы ХIХ века здесь было открыто первое «русско-туземное училище» для мальчиков, в котором одновременно с науками ислама преподавали математику, физику и другие естественные науки. Все предметы преподавались на узбекском языке. На основе идей просветительства народа путем соединения ислама и западной культуры возникло впоследствии движение джадидов.
Территория Шейхантаура была похожа на цветущий сад, поэтому его всегда любили рисовать художники, а чайханах читали стихи поэты. Здесь не раз бывал Сергей Есенин во время своего приезда в Среднюю Азию в 1921 году. Ему очень нравился Шейхантаур, здесь зародился его знаменитый цикл «Персидские мотивы».
В 20-е годы ХХ века в медресе Ишанкула Дадхо, которое находилось на улице Навои справа от входа в Шейхантаур, заработала киностудия «Узбекфильм» и начали сниматься первые узбекские фильмы. В годы второй мировой войны здесь в эвакуации находился «Мосфильм». Именно на Шайхонтауре снимался знаменитый фильм «Два бойца», и Марк Бернес пел свою знаменитую «Темную ночь» не под сводами блиндажа, как кажется зрителям, а под куполом медресе Ишанкула.
К сожалению, в 30-е годы ХХ века, в разгар борьбы с религией, большая часть этого замечательного ансамбля, в том числе старинные надгробия и аллея священных сауров Александра Македонского были уничтожены. А после землетрясения 1966 года вообще было запланировано снести все постройки и застроить это место современными многоэтажными домами. Но несколько граждан, возглавляемых бывшим председателем Совета Министров Узбекистана Абдурахмановым, обратились лично к главе государства Шарафу Рашидову с просьбой сохранить то, что осталось от Шейхантаура, и его сохранили и даже отреставрировали.
Сегодня из 17 построек этого памятного места остались только три. Меньше чем за сто лет были снесены памятные захоронения, древние водоемы и большая часть построек, переживших века и землетрясения. Но сохранившийся уголок старого Ташкента по-прежнему приносит душевный покой каждому, кто приходит почтить память мудреца-суфия ХIV века. Его имя живет в названии большого района на карте современной столицы Узбекистана. А по субботам в круглой мечети на Шейхантауре собираются современные последователи шейха ат-Тахура для совершения суфийской молитвы - зикра.
- 20/12/2010 19:57 - Хива
- 20/12/2010 18:55 - Тур в Бухару
- 20/12/2010 18:54 - Древние ворота столицы
- 20/12/2010 18:48 - Учкудук
- 20/12/2010 18:15 - Карши
- 20/12/2010 17:57 - Святой Занги-Ота
- 11/10/2010 12:51 - Бухара
- 24/07/2010 19:49 - Хива
- 29/06/2010 06:53 - Столица Узбекистана Ташкент
- 19/02/2010 13:59 - Северо-Восточный Узбекистан