Интересное
История и развитие Академии наук в Узбекистане

akdnaukuzb1На территории Узбекистана развитие культуры и науки началось еще с древних времен. Средняя Азия (ныне Центральная Азия) была центром науки и культуры Востока еще в IX-X веках. В это же время начали создаваться первые научные организации и прототипы современных академий.

В настоящее время академия наук Узбекистана активно исследует богатое наследие ученых древности.

Подробнее ...
 
Академия художеств Узбекистана равноправный участник межнационального художественного движения

академия художеств узбекистанаИскусство - это плод человеческого мышления. Именно искусство способствует укреплению союзов взаимоуважения людей, влечет за собой в прекрасную, живописную красоту окружающего нас мира. Учитывая все эти особенности, в республике Узбекистан тоже уделяется огромное внимание развитию народно-прикладного и изобразительного творчества. Одно из главных направлений политики президента Узбекистан это воспитание одаренного подрастающего поколения, повышение у них культурного уровня,

Подробнее ...
 
Сейчас на сайте
Сейчас 5 гостей онлайн
Голосование
Насколько хорошо вы знаете отечественную историю?
 
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Поселок Араван рядом со столицей юга Кыргызстана городом Ош известен наскальными рисунками, запечатлевшими знаменитых «небесных коней» Ферганской долины, которых считают предками лучших пород азиатских иноходцев. Как известно из древних китайских летописей, за этими конями, необходимыми империи Тан для борьбы с грозными племенами кочевников хунну, снаряжалось несколько военных экспедиций из Поднебесной в государство Давань, во II-I веках до нашей эры занимавшее всю территорию в верховьях Сырдарьи.

Военная тактика тогда переживала настоящую революцию. На западе Азии арийские племена ввели в употребление кавалерию закованных в чешуйчатую броню всадников с длинными копьями - предшественников средневековых рыцарей. С помощью тяжелой конницы катафрактариев сарматы покорили богатые скифские государства в Крыму и северном Причерноморье, а парфяне на Ближнем Востоке разгромили легионы римского императора Красса. В то же время малосильные и низкорослые китайские лошадки не могли долго преследовать по степям внутренней Монголии быстроходных и выносливых хуннских коней. Поэтому император У-ди, достигший больших успехов в завоевании Кореи и Индокитая, терпел постоянные поражения при молниеносных набегах кочевых орд, от которых земли его царства не смогла защитить даже Великая китайская стена.

Открывший Шелковый путь из Китая на Запад путешественник и дипломат Чжан Цянь рассказал У-ди, что в Ферганской долине вельможи Давани разводят прекрасных коней неземного происхождения. На окружающих долину горных хребтах будто бы водятся дикие крылатые жеребцы, приручить которых из-за их божественной природы невозможно. Поэтому из многочисленных стад выбирают лучших кобылиц и пускают для случки к подножиям гор. Родившиеся жеребята с массивным телом, стройными сильными ногами и лебедиными шеями «потеют кровавым потом», что доказывает их сказочную породу, а главное, они быстры и неутомимы в бешеных скачках и длительных переходах - как по равнине, так и по горным кручам.

Направленная У-ди на Запад дипломатическая миссия имела целью не просто заполучить «небесных коней», но и, склонив к союзу против северных кочевников тянь-шаньские племена усуней, Давань, Согдиану и Бактрию, распространить свое влияние вплоть до Каспийского моря и навсегда запереть хунну в пустыне Гоби. Но надменное поведение императорского посланника Че Лина вызвало раздражение князей и старейшин Давани. В результате посол, которому было отказано даже в покупке небесных коней за китайское золото, был ограблен и убит местными жителями по дороге домой. Между Китаем и древней Ферганой вспыхнула многолетняя война, закончившаяся компромиссом. Выдержав сорокадневную осаду своей столицы, даваньцы согласились поставлять ко двору У-ди 300 племенных лошадей каждый год, и китайские полководцы следующих столетий уже гарцевали на выносливых иноходцах с лебедиными шеями. Однако с тех пор экспансия Поднебесной в Центральную Азию стала затухать, сменившись нашествиями кочевых орд гуннов, тюрков и монголов - потомков хунну, все же отстоявших свою независимость.

Горы на западе Ферганской долины. Наскальные изображения араванских «небесных» коней.

Находящиеся неподалеку от Аравана в Мархаматском районе Андижанской области Узбекистана руины древнего городища некоторые исследователи считают остатками одной из столиц Давани. В окрестных горах существует множество наскальных изображений домашних животных, по облику полностью соответствующих описанию легендарных «небесных коней». Подобные петроглифы можно обнаружить на камнях священной горы Сулейман-таг, возвышающейся в центре города Ош, в урочище Сурети под Баткеном или на скале Сурот-Таш вблизи Карасуу. Но изображение кобылицы и жеребенка на скале в Араване поражает воображение. Контуры лошадей выцарапаны на камне почти в натуральную величину и закрашены охристым веществом, за тысячелетия не потерявшим яркого цвета.

Рядом с рисунками лошадей на отвесном обрыве скалы можно разглядеть маленькие фигурки коз или оленей с птичьими клювами, а так же фигуру охотника с натянутым луком. Имеются и абстрактные изображения, напоминающие подковы или буквы рунического алфавита. Эти петроглифы, типичные для древних сакских племен, свидетельствуют о том, что материальная культура распространилась в этих местах, возможно, задолго до возникновения древнего государства Давань, и Ферганская долина была одним из древнейших регионов становления человеческой цивилизации.

Уникальное природное урочище с историческими артефактами, как это часто случается, в более поздние времена превратилось в священное место, почитаемое паломниками. В Араване оно называется Дульдуль Ота, и, по всей видимости, связано с культом Хазрата Али, места почитания которого разбросаны по всем окраинам Ферганской долины.

Дульдуль - имя легендарного коня, который, согласно народным преданиям, не раз спасал жизнь Али, одним прыжком перенося его через широкие реки и горные пропасти. В окрестностях Шахимардана, в Кадамжайском районе Баткенской области Кыргызстана, глубокие выемки на голых скалах почитаются как следы от копыт Дульдуля, на скаку высекавшего искры из камня. Но каким образом конь, пусть даже и принадлежавший зятю самого пророка Мухаммада, мог обратиться в святого?...

Ответ на этот вопрос можно найти во многих уголках Центральной Азии, где существуют памятные места, связанные с каким-то древним божеством, называемым от-пири - покровителем лошадей, а так же Дульдуль Баба или Дульдуль Ота. Междуречье Сырдарьи и Амударьи, где с незапамятных времен земледельцы соседствовали с племенами кочевников и скотоводов, без такого культа обойтись не могло. Позднее он был освоен исламом, решительно искоренявшим языческие верования, но при этом сохранившим многие древние святилища, окружив их собственной мифологией. По некоторым преданиям, Дульдуль Ота был праведным конюхом хазрата Али, по другим - это сам шиитский святой, в образе хозяина своего чудесного скакуна покровительствующий коневодам.

Жители Аравана хранят слудеющую легенду: «В давние времена у подножия Араванских скал жила семья бедных дехкан, обрабатывающих маленькое поле. Но кто-то повадился по ночам топтать их посевы. Хозяин три дня и три ночи провёл в засаде, пока не увидел разбойников, которыми оказались лошади неземной красоты. Он погнался за ними в сторону гор, но вдруг увидел седобородого старца, сидевшего на плоском камне и стругавшего деревянную дощечку. Дехканин рассказал о своей беде, но старец, а это был ни кто иной, как Хазрат Али, со смехом попросил его открыть подол халата и насыпал туда стружек, а сам с лошадьми скрылся прямо в скале. Убитый горем, владелец вытоптанного поля повернул домой, но когда захотел отряхнуть одежду, увидел, что его подол полон золотых монет…»

 Каменный лингам в Араване.

Другой загадочный культ Аравана связан с глубокой расщелиной, расположенной в нескольких метрах справа от наскальных рисунков «небесных коней». Паломники с трудом протискиваются в щель между огромными базальтовыми валунами, чтобы на круглой площадке увидеть каменный артефакт, удивительно напоминающий по своей форме священный лингам древних арийцев. Происхождение этого культа ныне уже полностью стерлось в народной памяти. Но люди в здешних краях с традиционным почтением и искренним восторгом относятся к чудесам природы и памятникам своей глубочайшей истории.


 
Войти



Видео об Узбекистане
Фотографии

Праздники Узбекистана

Праздники Узбекистана