Индекс материала |
---|
Оседлый образ жизни |
Страница 2 |
Оседлый образ жизни выработал особенно бережное отношение к жилищам, ко двору, поражавшим своей чистотой. Считалось обязательным не только систематически подметать комнату и двор, но и улицу у ворот или калитки. Семейная жизнь характеризовалась своеобразным разделением труда мужчин и женщин. Земледелие, садоводство, преобладающая отрасль кустарного производства в основном были монополией мужчин. Вся работа, начиная от приготовления пищи и шитья одежды и кончая уходом за домашними животными и забота о детях,— удел женщины. Люди были очень привязаны к местожительству и прибавляли к своим именам его название («Я житель такого-то города или такого-то кишлака»).
У них было сильно развито чувство поддержки и взаимопомощи не только между близкими родственниками, но и между соседями. Обычаи совместной защиты односельчанами и прихожанами одной мечети своего имущества от воров, взаимной помощи при пожарах, обязательного посещения дома соседа в дни похорон, свадеб и другие проявления добрососедских отношений вырабатывались веками. Хозяйственная деятельность оседлого населения отличалась высокой производительностью и использованием по тем временам совершенных орудий производства. Это содействовало развитию у него искусства градостроения, строительства водных сооружений, письменности.
Это была самая развитая в культурном и экономическом отношении часть будущего узбекского народа. Другую группу будущей узбекской нации составляли некоторые полукочевые тюркоязычные племена, из которых до начала XX в. сохранились карлуки, барласы, калта-таи, муса-базари. Скотоводческие полукочевые племена группы, вливаясь в состав узбекского народа, постепенно переходили к оседлости, по этот процесс у них шел медленно, тормозясь влиянием традиций полукочевого и скотоводческого образа жизни и, главное, трудными природными условиями, в которых они оказались. Племена этой группы селились в предгорных и горных местностях, где было тяжело вести поливное земледелие или заниматься разносторонним скотоводством, требующим больших пас: хищных угодий.
В основном они занимались овцеводством, а там, где это было возможно, богарным земледелием. Тяга к оседлости среди них, в особенности среди беднейшего населения, была очень велика. Полукочевой и полуоседлый образ жизни определили характер материальной и духовной жизни населения этой группы. Оно жило общинами, сплоченными родственными связями.
В зимнее время люди переселялись в кишлаки (дословно «место зимовки»), а летом со стадами овец уезжали на яйлау (место летовки). В кишлаках строили глинобитные домики-полуземлянки, обычно имевшие дверь, маленькое отверстие в стене почти под потолком и дымоход—дыра в крыше. В отличие от жилищ оседлого населения внутреннее убранство домов было очень бедным. Темные, грубо оштукатуренные, закопченные стены, необмазанные потолки представляли собой резкий контраст с благоустроенными домами оседлых племен.
- 04/02/2012 14:08 - Узбекистанские спецслужбы
- 20/12/2010 21:49 - Население Узбекистана
- 20/12/2010 21:30 - Республика Каракалпакстан
- 20/12/2010 19:10 - Люли узбекские цыгани
- 08/07/2010 08:58 - Узбекские традиции и обычаи