Узбекский народ сформировался из многочисленных племен и родов. По своему характеру, по роду хозяйственной деятельности они были очень разными, поэтому некоторые дореволюционные этнографы принимали их за особые народности. Это мнение укреплялось отчасти тем, что хозяйственные, культурно-бытовые и диалектные различия между отдельными группами
узбеков даже в конце XIX в. были очень значительными. В тот период население, жившее на территории сегодняшнего Узбекистана, еще не имело общего названия. Крупную самостоятельную группу составляло оседлое население. Его основным занятием было земледелие.
Искусственное орошение, обеспечивая поля водой, исключало необходимость кочевать. Много среди населения этой группы было искусных ремесленников. Они производили бумажные и шелковые ткани, медную и гончарную посуду, чугунные котлы, деревянные ложки, чархи (прялки), люльки, омачи (сохи), железные кетмени, лопаты, ураки (серпы) и другие предметы быта. Особенности производственной деятельности оседлого населения сказывались на характере его культурного облика, общественного и домашнего быта.
Постоянным местом жительства у них были города и кишлаки. Города обычно ограждались крепостными стенами, отличались людностью. Наиболее крупные из них распадались на несколько частей. Основными административно-территориальными единицами городов были махалля — своеобразные общины, объединенные вокруг мечетей.
Зачастую отдельные махалля специализировались на производстве какого-либо изделия, и тогда они получали наименование от профессии своих жителей, например махалля котельщиков, плотников, кузнецов. В отличие от городов кишлаки были по преимуществу мелкими селениями и не ограждались крепостными стенами. В центре их обычно располагалась жилая часть, состоявшая из дворов с садами и виноградниками, огражденными дувалами (глинобитными стенами). Вокруг жилого центра располагались поля. Каждый кишлак имел свою мечеть, а иногда и не одну.
В более крупных селениях функционировали базары, на которые стекалось население прилегающей территории. Населяли кишлаки в основном крестьяне и в небольшом количестве ремесленники; в мелких кишлаках ремесленники не селились. Кишлаки, как и махалля в городах, были не кровнородственными, а соседскими общинами. Многовековой опыт хозяйственной деятельности в орошаемом земледелии вырабатывал у населения особое умение и навыки в создании оросительных систем.
Некоторые каналы и ирригационные сооружения, построенные в древности, и поныне орошают хлопковые поля, сады и виноградники. Поражают своими масштабами и сложной архитектурой такие сооружения, как сохранившийся еще акведук в районе нынешнего Шурчи в Сурхандарь-инской области, называемый местными жителями мостом Искандера (Александра Македонского). Высоко были развиты своеобразное искусство чеканки по металлу, ювелирное дело, роспись на стене и гончарной посуде. Мастера славились также золотошвейным. шелкоткацким, ситценабивным искусством.Женщины-мастерицы достигали высокого совершенства в вышивке прекрасных сюзане, поясных платков, разнообразных тюбетеек, в выделывании художественных ковров. Домашний Сыт и семья резко отличались от быта и семьи кочевых и полукочевых народов Средней Азии.
- 04/02/2012 14:08 - Узбекистанские спецслужбы
- 20/12/2010 21:49 - Население Узбекистана
- 20/12/2010 21:30 - Республика Каракалпакстан
- 20/12/2010 19:10 - Люли узбекские цыгани
- 08/07/2010 08:58 - Узбекские традиции и обычаи