В частности, Большой Хорезм - крупное и сильное царство, с развитым земледелием и системой государственного орошения. Выращивали пшеницу, ячмень и рис.
Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. древние области Бактрия, Хорезм, Согд были завоеваны ахеменидскими царями и вошли в состав их огромной империи в качестве восточных владений (сатрапий).
Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и "Истории" Геродота, занимала особое место в Ахеменидской империи - сатрапом назначался кто-либо из членов правящей династии. Бактрийское войско участвовало в важнейших походах ахеменидских царей как наиболее храброе и хорошо обученное. Бактрия являлась и одной из богатейших областей, платившая дань золотом и драгоценными камнями. Вероятнее всего в одну сатрапию с Бактрией входил и Согд, тесно связанный с ней культурно и экономически.
Стремление восточных сатрапий к политической независимости было обусловлено развитой экономикой этих областей и прежде всего Бактрии, основу экономики которой составляло, главным образом, ирригационное земледелие, связанное уже со строительством плотин крупных водохранилищ. Значительного подъема в этот период достигли градостроительство, фортификационное искусство, архитектура и различные ремесла. Значительно расширились торгово-экономические связи не только с соседними областями, но и с сопредельными государствами. Именно в эту эпоху начинают прокладываться первые нити караванных дорог, которые в последующем станут главными артериями Великого шелкового пути.
В 4 в. до н.э. на арену мировой истории выходит новое государственное образование - Империя Александра Македонского.
Александр в конце 330 г. до н.э. вступил со своими войсками в Бактрию, и захватил ее столицу-город Бактры, Передовые части армии Александра встретили решительное и длительное сопротивление объединенных военных сил бактрийцев и согдийцев под предводительством талантливого военачальника согдийца Спитамена.
В ходе сражений Александру Македонскому удается проникнуть в глубь территории правобережной Амударьи и завладеть столицей Согда - древним Самаркандом. Борьбу населения Бактрии и Согда против греко- македонских завоевателей активно поддержали кочевые племена саков и массагетов, стремительные набеги которых наносили ошутимый урон армии Александра Македонского. В целях защиты своих войск от ударов кочевников македонский царь возвел на берегу Сырдарьи в районе современного города Ходженда сильно укрепленную крепость и назвал ее Александрия Эсхата (крайняя, дальняя).
Александр Макендонский, встретивший столь упорное сопротивление народных масс, был вынужден искать поддержку у местной знати, идти на различные политические уловки, компромиссы. Это ему частично удается. В конце 32В г. до н.э. путем подкупа местной аристократии, военной хитрости и предательства ему удалось подавить восстания в Бактрии и Соте, Спигамен был убит.
Население многих захваченных городов и крепостей продолжали свою борьбу против завоевателей и Александру Македонскому приходилось повторно брать их осадой, как например Самарканд. Летом 327 года до н.э. ему наконец удалось установить свою номинальную власть в Бактрии и Согде.
Греко-македонские войска принесли в Согд. Бактрию и частично Хорезм, который оставался в стороне от арены основных военных действий, тяжкие испытания, гибель и пожарища их пародам и некогда цветущим городам, селениям. Жестокая и изнурительная война с завоевателями в значительной мере подорвала производительные силы и в целом экономику, торговлю, культурную жизнь Бактрии, Согда и Хорезма. Но вместе с тем нельзя отрицать и того, что создание "мировой державы" Александра Македонского в определенной степени способствовало развитию новых форм общественно-хозяйственных отношений, дало новый импульс установлению культурных и торговых связей между странами, вошедшими в ее состав.
По тропам кровавой войны следовали греческие и македонские купцы, находки греческих монет свидетельствуют об оживлении торговых отношений с областями Среднеазиатского Двуречья. Но эти факты представляли собой всего лишь временную потенциальную возможность. Уже сразу после смерти Александра 13 июня 323 г. до н.э. дальнейшее развитие этих областей пошло по пути неуклонного стремления к достижению политической независимости. На развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений.
В 312 г. до н.э. образуется крупная династия Селевкидов. Бактрия и Согд, по всей вероятности, вошли в ее состав в 306 или 305 г. до н.э. При Селевкидах несколько расширилась самостоятельность входивших в ее состав сатрапий. К примеру, в Бактрии чеканились монеты от имени двух государей Селевка и Антиоха. Значительно оживилась и экономика в этих регионах, восстанавливаются города и населенные пункты, развиваются торговля и ремесло.
Б результате ряда антиселевкидских выступлений, бактрийский сатрап Диодот в 250 г. до н.э. объявил себя независимым правителем, Это положило начало образованию нового Греко-Бактрийского царства, основанного на местном самоуправлении. В состав Греко-Бактрийского образования входили Бактрия, Согдиана и Маргиана. Вероятно, в начале 2 в. до н.э. Согдиана, а затем Чач, вошли в состав Кангюйского царства. Греко-Бактрийское царство просуществовало чуть более ста лет.
Наивысшего расцвета Кушанское царство достигло в конце 1 - начале 2 в. н.э., когда в его состав входили Северная Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан и южные области Узбекистана. Наряду с Римской и Ханьской империями, оно превратилось в мировую державу. Наиболее известными правителями Кушан являлись Кадфиз II и Канишка. При последнем обострилось соперничество кушан с ханьским Китаем за обладание Восточным Туркестаном, через территорию которого пролегали важнейшие торговые пути. Значительным нововведением, осуществленным при Канишке, стало провозглашение бактрийского языка и письменности одним из официальных языков. С этого момента легенды на всех монетах последующих кушанских правителей даны на бактрийском, а не на греческом или индийском языках.
Одним из крупных торговых и культурных центров кушанского царства становится город Термез. Его территория обводится мощной оборонительной стеной. В округе Термеза возводятся буддийские культовые комплексы (Каратепа, Чингизтепа, Фаязтепа, Зурмала и др.). Значительными центрами городской культуры и торговли стали Дальварзинтепа, Халчаян, Зартепа, Кампыртепа, Ер-курган, Айртам и др. Благодаря проведению политики широкой веротерпимости в художественной и материальной культуре эпохи кушан произошел уникальный синтез местных традиций с традициями эллинистической, индийской и кочевнической культур. Наследие этого явления представлено прекрасными образцами глиняной скульптуры из Халчаяна, каменными скульптурами фриза Айртама, настенными росписями Фаязтепа, золотыми ювелирными изделиями Дальварзинтепа и многими другими памятниками и находками.
Эпоха кушан знаменует собой новый подъем в экономике и хозяйственной деятельности народов Узбекистана. Значительно расширяются площади земледелия, проводятся новые оросительные каналы, развивается ремесло.
К этому времени относится и бурный рост торговли, устанавливается стабильный обмен товарами между Востоком и Западом, проходившем по хорошо налаженным и охраняемым тропам Великого шелкового пути. Традиционными оставались торговые дороги из Бактрии в страны Восточного Средиземноморья и Индию. Через Бактрию, Согд и Давань проходили караваны, везущие на запад шелк, мех, лаковые изделия и другие товары из Китая.
Значительно возрастает товарообмен со странами Римской империи. О чем убедительно свидетельствует широкое распространение римских изделий в Бактрии и Согде,
В 3 в. до н.э. начался процесс постепенного ослабления кушанской империи, ряд поражений был нанесен кушанам сасанидской монархией. При одном из таких столкновений сасанидам удалось закрепиться в Бактрии. Вторжение кидаритов и хионитов в 4 в. н.э. привело к окончательному распаду кушанского царства.
В отличие от южных регионов, процесс образования политических объединений в северных областях Узбекистана начался несколько позднее - во второй половине 1-го тыс. до н.э. Одной из главных предпосылок, обусловивших необходимость объединения кочевых и полуоседлых племен, обитавших в степных просторах и локальных земледельческих оазисах правобережья Сырдарьи, послужили завоевательные походы Александра Македонского, а затем притязания на эти территории селевкидских правителей.
Государственное образование Кангюи относится к 4-3 вв. до н.э. Самые ранние исторические сведения о Канпойе встречаются во 2 в. до н.э., позже оно упоминается в текстах "Авесты", "Махабхараты", Более подробное описание содержится в китайских хрониках. Основным ядром Кангюйя стали территории обитания сакских кочевых племен, часть северных территорий Среднеазиатского Двуречья, Ташкентский оазис и Таласская долина. По косвенным данным, в 1 в. до н.э. в его состав входили Хорезм и Согд. Канпой владел многочисленной и хорошо подготовленной армией, которая успешно противостояла войскам греко- македонцев и селевкидов. Столицей государства был город Кашхдиз - руины городища Кангха на территории Аккурганского тумана Ташкентского вилоята. В середине 5 в. н.э., когда распался Кантюй, Кангхдиз остался главным городом Чача (Ташкентский оазис).
Канпой просуществовал почти семь столетий и оставил заметный след в истории и художественной культуре Узбекистана, как пример слияния оседло земледельческих и кочевых традиций.
Во 2 в. до н.э. Фергана (Давань) становится сильным независимым образованием. Ханьский Китай неоднократно предпринимал военные походы на эту область с целью ее захвата. Несмотря на многочисленную армию Китаю так и не удалось завладеть Ферганой. Последнюю попытку завоевать Фергану Китай предпринял в конце 1 в. н.э., но и она не удалась, на поддержку Ферганы выступило канпойское войско.
Территория Ферганы издревле являла собой густо населенную область, жители которой в основном занимались земледелием и садоводством, в горный районах - отгонным скотоводством. Столицей Давани, вернее ставкой верховного правителя, являлся город Гушан (современный Узгенд). Позднее столичным городом Ферганы называют город Эрши (руины городища вблизи современного города Мархамат). Фергана традиционно славилась своим виноградом и вином (мусаллас). Основными видами ремесла являлись ткачество и гончарное дело. С вторжением эфталитов на территорию Средней Азии Давань теряет свою независимость.
Владения эфталитов на севере простирались до Хотана (Восточный Туркестан). По одной версии, столица эфталитов находилась в г. Бадиянь (Западный Бадахшан), по другой - город Пайкенд (Бухарский оазис).
Эфталиты, возникнув и просуществовав как военно-политическое объединение кочевых племен, хотя и превысили элементы степной культуры, не смогли оказать большого влияния на жизненный уклад, традиции и обычаи захваченных земледельческих областей с многочисленным городским населением. В б в. часть эфталитов осела в городах и вскоре ассимилировалась с местным населением. Другая часть в степных и полупустынных районах вела кочевой и полукочевой образ жизни, в основном занималась скотоводством.
Правители отдельных областей (Бухара, Самарканд, Чаганиан) чеканили собственные монеты, которые широко обращалась на внутреннем рынке. Наряду с земледелием и скотоводством, в экономике данного периода большое место занимала торговля. Эфталитские правители стремились установить контроль над караванными дорогами Великого шелкового пути, проходящими через их территории. Расширяются экономические и культурные связи с Китаем, Индией и Ираном.
- 20/12/2010 21:12 - Фергана
- 20/12/2010 21:06 - Ферганская долина
- 20/12/2010 21:02 - Узбекистан
- 20/12/2010 20:54 - Герб Самарканда
- 20/12/2010 20:06 - Метро Ташкента
- 20/12/2010 20:04 - Туры в Узбекистан
- 20/12/2010 20:03 - Древняя Согдиана
- 20/12/2010 20:01 - Тур в Самарканд
- 20/12/2010 19:57 - Хива
- 20/12/2010 18:55 - Тур в Бухару