Интересное
История и развитие Академии наук в Узбекистане

akdnaukuzb1На территории Узбекистана развитие культуры и науки началось еще с древних времен. Средняя Азия (ныне Центральная Азия) была центром науки и культуры Востока еще в IX-X веках. В это же время начали создаваться первые научные организации и прототипы современных академий.

В настоящее время академия наук Узбекистана активно исследует богатое наследие ученых древности.

Подробнее ...
 
Академия художеств Узбекистана равноправный участник межнационального художественного движения

академия художеств узбекистанаИскусство - это плод человеческого мышления. Именно искусство способствует укреплению союзов взаимоуважения людей, влечет за собой в прекрасную, живописную красоту окружающего нас мира. Учитывая все эти особенности, в республике Узбекистан тоже уделяется огромное внимание развитию народно-прикладного и изобразительного творчества. Одно из главных направлений политики президента Узбекистан это воспитание одаренного подрастающего поколения, повышение у них культурного уровня,

Подробнее ...
 
Сейчас на сайте
Сейчас 26 гостей онлайн
Голосование
Насколько хорошо вы знаете отечественную историю?
 
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

К началу 1-го тыс. до н.э. на территории Узбекистана начался процесс формирования территориально-племенных объединений. Характерной особенностью историко-культурных областей, помимо природно-климатических границ и форм хозяйствования, становится единение общественно-политических интересов. Именно на базе триединства - географического, хозяйственного и общественного факторов формируются древнейшие государственные образования на территории Узбекистана.

В частности, Большой Хорезм - крупное и сильное царство, с развитым земледелием и системой государственного орошения. Выращивали пшеницу, ячмень и рис.

Древние государства

Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. древние области Бактрия, Хорезм, Согд были завоеваны ахеменидскими царями и вошли в состав их огромной империи в качестве восточных владений (сатрапий).

Бактрийская сатрапия, согласно Бехистунской надписи и "Истории" Геродота, занимала особое место в Ахеменидской империи - сатрапом назначался кто-либо из членов правящей династии. Бактрийское войско участвовало в важнейших походах ахеменидских царей как наиболее храброе и хорошо обученное. Бактрия являлась и одной из богатейших областей, платившая дань золотом и драгоценными камнями. Вероятнее всего в одну сатрапию с Бактрией входил и Согд, тесно связанный с ней культурно и экономически.

Стремление восточных сатрапий к политической независимости было обусловлено развитой экономикой этих областей и прежде всего Бактрии, основу экономики которой составляло, главным образом, ирригационное земледелие, связанное уже со строительством плотин крупных водохранилищ. Значительного подъема в этот период достигли градостроительство, фортификационное искусство, архитектура и различные ремесла. Значительно расширились торгово-экономические связи не только с соседними областями, но и с сопредельными государствами. Именно в эту эпоху начинают прокладываться первые нити караванных дорог, которые в последующем станут главными артериями Великого шелкового пути.

Первое тысячелетие стало временем вхождения древнеземледель ческих областей Узбекистана в орбиту мировых процессов, периодом качественного изменения их общественной структуры и важным этапом обогащения собственного экономического и культурного потенциала.

В 4 в. до н.э. на арену мировой истории выходит новое государственное образование - Империя Александра Македонского.

Александр в конце 330 г. до н.э. вступил со своими войсками в Бактрию, и захватил ее столицу-город Бактры, Передовые части армии Александра встретили решительное и длительное сопротивление объединенных военных сил бактрийцев и согдийцев под предводительством талантливого военачальника согдийца Спитамена.

В ходе сражений Александру Македонскому удается проникнуть в глубь территории правобережной Амударьи и завладеть столицей Согда - древним Самаркандом. Борьбу населения Бактрии и Согда против греко- македонских завоевателей активно поддержали кочевые племена саков и массагетов, стремительные набеги которых наносили ошутимый урон армии Александра Македонского. В целях защиты своих войск от ударов кочевников македонский царь возвел на берегу Сырдарьи в районе современного города Ходженда сильно укрепленную крепость и назвал ее Александрия Эсхата (крайняя, дальняя).

Александр Макендонский, встретивший столь упорное сопротивление народных масс, был вынужден искать поддержку у местной знати, идти на различные политические уловки, компромиссы. Это ему частично удается. В конце 32В г. до н.э. путем подкупа местной аристократии, военной хитрости и предательства ему удалось подавить восстания в Бактрии и Соте, Спигамен был убит.

Население многих захваченных городов и крепостей продолжали свою борьбу против завоевателей и Александру Македонскому приходилось повторно брать их осадой, как например Самарканд. Летом 327 года до н.э. ему наконец удалось установить свою номинальную власть в Бактрии и Согде.

Греко-македонские войска принесли в Согд. Бактрию и частично Хорезм, который оставался в стороне от арены основных военных действий, тяжкие испытания, гибель и пожарища их пародам и некогда цветущим городам, селениям. Жестокая и изнурительная война с завоевателями в значительной мере подорвала производительные силы и в целом экономику, торговлю, культурную жизнь Бактрии, Согда и Хорезма. Но вместе с тем нельзя отрицать и того, что создание "мировой державы" Александра Македонского в определенной степени способствовало развитию новых форм общественно-хозяйственных отношений, дало новый импульс установлению культурных и торговых связей между странами, вошедшими в ее состав.

По тропам кровавой войны следовали греческие и македонские купцы, находки греческих монет свидетельствуют об оживлении торговых отношений с областями Среднеазиатского Двуречья. Но эти факты представляли собой всего лишь временную потенциальную возможность. Уже сразу после смерти Александра 13 июня 323 г. до н.э. дальнейшее развитие этих областей пошло по пути неуклонного стремления к достижению политической независимости. На развалинах македонской державы стали вырисовываться контуры новых государственных объединений.

В 312 г. до н.э. образуется крупная династия Селевкидов. Бактрия и Согд, по всей вероятности, вошли в ее состав в 306 или 305 г. до н.э. При Селевкидах несколько расширилась самостоятельность входивших в ее состав сатрапий. К примеру, в Бактрии чеканились монеты от имени двух государей Селевка и Антиоха. Значительно оживилась и экономика в этих регионах, восстанавливаются города и населенные пункты, развиваются торговля и ремесло.

Б результате ряда антиселевкидских выступлений, бактрийский сатрап Диодот в 250 г. до н.э. объявил себя независимым правителем, Это положило начало образованию нового Греко-Бактрийского царства, основанного на местном самоуправлении. В состав Греко-Бактрийского образования входили Бактрия, Согдиана и Маргиана. Вероятно, в начале 2 в. до н.э. Согдиана, а затем Чач, вошли в состав Кангюйского царства. Греко-Бактрийское царство просуществовало чуть более ста лет.

Во второй половине 2 в. до н.э. после разгрома Греко-Бактрии тохарами- юечжами образовалось независимое объединение - юечжей. В него вошли Северная Бактрия (совр. Сурхандарьинский вилоят и Южный Таджикистан). Юечжи вели полукочевой образ жизни, в то время как коренное население занималось оседлым земледелием. Юечжи не имели централизованной власти и не обладали единым правителем. Вскоре государство юечжей распалось на пять самостоятельных княжеских владений, которые просуществовали около ста лет. В 1 в. до н. э. среди этих владений наиболее влиятельным становится Кушанское.

Наивысшего расцвета Кушанское царство достигло в конце 1 - начале 2 в. н.э., когда в его состав входили Северная Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан и южные области Узбекистана. Наряду с Римской и Ханьской империями, оно превратилось в мировую державу. Наиболее известными правителями Кушан являлись Кадфиз II и Канишка. При последнем обострилось соперничество кушан с ханьским Китаем за обладание Восточным Туркестаном, через территорию которого пролегали важнейшие торговые пути. Значительным нововведением, осуществленным при Канишке, стало провозглашение бактрийского языка и письменности одним из официальных языков. С этого момента легенды на всех монетах последующих кушанских правителей даны на бактрийском, а не на греческом или индийском языках.

Одним из крупных торговых и культурных центров кушанского царства становится город Термез. Его территория обводится мощной оборонительной стеной. В округе Термеза возводятся буддийские культовые комплексы (Каратепа, Чингизтепа, Фаязтепа, Зурмала и др.). Значительными центрами городской культуры и торговли стали Дальварзинтепа, Халчаян, Зартепа, Кампыртепа, Ер-курган, Айртам и др. Благодаря проведению политики широкой веротерпимости в художественной и материальной культуре эпохи кушан произошел уникальный синтез местных традиций с традициями эллинистической, индийской и кочевнической культур. Наследие этого явления представлено прекрасными образцами глиняной скульптуры из Халчаяна, каменными скульптурами фриза Айртама, настенными росписями Фаязтепа, золотыми ювелирными изделиями Дальварзинтепа и многими другими памятниками и находками.

Эпоха кушан знаменует собой новый подъем в экономике и хозяйственной деятельности народов Узбекистана. Значительно расширяются площади земледелия, проводятся новые оросительные каналы, развивается ремесло.

К этому времени относится и бурный рост торговли, устанавливается стабильный обмен товарами между Востоком и Западом, проходившем по хорошо налаженным и охраняемым тропам Великого шелкового пути. Традиционными оставались торговые дороги из Бактрии в страны Восточного Средиземноморья и Индию. Через Бактрию, Согд и Давань проходили караваны, везущие на запад шелк, мех, лаковые изделия и другие товары из Китая.

Значительно возрастает товарообмен со странами Римской империи. О чем убедительно свидетельствует широкое распространение римских изделий в Бактрии и Согде,

В 3 в. до н.э. начался процесс постепенного ослабления кушанской империи, ряд поражений был нанесен кушанам сасанидской монархией. При одном из таких столкновений сасанидам удалось закрепиться в Бактрии. Вторжение кидаритов и хионитов в 4 в. н.э. привело к окончательному распаду кушанского царства.

В отличие от южных регионов, процесс образования политических объединений в северных областях Узбекистана начался несколько позднее - во второй половине 1-го тыс. до н.э. Одной из главных предпосылок, обусловивших необходимость объединения кочевых и полуоседлых племен, обитавших в степных просторах и локальных земледельческих оазисах правобережья Сырдарьи, послужили завоевательные походы Александра Македонского, а затем притязания на эти территории селевкидских правителей.

Государственное образование Кангюи относится к 4-3 вв. до н.э. Самые ранние исторические сведения о Канпойе встречаются во 2 в. до н.э., позже оно упоминается в текстах "Авесты", "Махабхараты", Более подробное описание содержится в китайских хрониках. Основным ядром Кангюйя стали территории обитания сакских кочевых племен, часть северных территорий Среднеазиатского Двуречья, Ташкентский оазис и Таласская долина. По косвенным данным, в 1 в. до н.э. в его состав входили Хорезм и Согд. Канпой владел многочисленной и хорошо подготовленной армией, которая успешно противостояла войскам греко- македонцев и селевкидов. Столицей государства был город Кашхдиз - руины городища Кангха на территории Аккурганского тумана Ташкентского вилоята. В середине 5 в. н.э., когда распался Кантюй, Кангхдиз остался главным городом Чача (Ташкентский оазис).

Население Кангюйя в основном составляли тюркоязчные племена. Именно в этот период слагается новый тюркский этнос и язык. О достаточно высоком уровне развития экономики, торговли и ремесел свидетельствуют предметы материальной культуры, найденные при археологических раскопках на памятниках Хорезма (Койкрылганкала, Топраккала, Малая Кызкала и др.), Согда (Талибарзу вблизи Самарканда).

Канпой просуществовал почти семь столетий и оставил заметный след в истории и художественной культуре Узбекистана, как пример слияния оседло земледельческих и кочевых традиций.

Во 2 в. до н.э. Фергана (Давань) становится сильным независимым образованием. Ханьский Китай неоднократно предпринимал военные походы на эту область с целью ее захвата. Несмотря на многочисленную армию Китаю так и не удалось завладеть Ферганой. Последнюю попытку завоевать Фергану Китай предпринял в конце 1 в. н.э., но и она не удалась, на поддержку Ферганы выступило канпойское войско.

Территория Ферганы издревле являла собой густо населенную область, жители которой в основном занимались земледелием и садоводством, в горный районах - отгонным скотоводством. Столицей Давани, вернее ставкой верховного правителя, являлся город Гушан (современный Узгенд). Позднее столичным городом Ферганы называют город Эрши (руины городища вблизи современного города Мархамат). Фергана традиционно славилась своим виноградом и вином (мусаллас). Основными видами ремесла являлись ткачество и гончарное дело. С вторжением эфталитов на территорию Средней Азии Давань теряет свою независимость.

Во второй половине 5 в. они образуют сильное государственное объединение. Эфталитский царь Вахшувар (в другой транскрипции Ахшур 1вр) в 457 г. завоевывает Чаганиан, Тохаристан и Бадахшан. Политическую власть эфталитов признают, видимо, и правители Согда, Бухары, Ферганы. Хотя эфталитское объединение подчинило своей власти огромные территории, оно не представляло собой мощное централизованное государственное образование. Власти эфталитов подчинялось до тридцати мелких владений, в т.ч. Турфан, Согд, Ташкент, Фергана, Тохаристан.

Владения эфталитов на севере простирались до Хотана (Восточный Туркестан). По одной версии, столица эфталитов находилась в г. Бадиянь (Западный Бадахшан), по другой - город Пайкенд (Бухарский оазис).

Эфталиты, возникнув и просуществовав как военно-политическое объединение кочевых племен, хотя и превысили элементы степной культуры, не смогли оказать большого влияния на жизненный уклад, традиции и обычаи захваченных земледельческих областей с многочисленным городским населением. В б в. часть эфталитов осела в городах и вскоре ассимилировалась с местным населением. Другая часть в степных и полупустынных районах вела кочевой и полукочевой образ жизни, в основном занималась скотоводством.

Правители отдельных областей (Бухара, Самарканд, Чаганиан) чеканили собственные монеты, которые широко обращалась на внутреннем рынке. Наряду с земледелием и скотоводством, в экономике данного периода большое место занимала торговля. Эфталитские правители стремились установить контроль над караванными дорогами Великого шелкового пути, проходящими через их территории. Расширяются экономические и культурные связи с Китаем, Индией и Ираном.



Newer news items:
Older news items:

 
Войти



Видео об Узбекистане
Фотографии

Праздники Узбекистана

Праздники Узбекистана